ГЛАВА XIX. Вторичные половые признаки у человека.
У человека половыя различия значительнее, чтм у большинства четыреруких и), но не так велики, кав у нкоторых, напр., у мандрилла.
Мужчина, и среднем, значительно выше, тяжелее и. сильнее женщины: его плечи шире, мускулы более развиты. Бследстме соотношешя существующаго между мускульным развипем и выступами на лбу, надбровныя дуги обыкновенно боле выдаются у мужчины, нежели у женщины.
Туловище мужчины, и особенно его лицо, болве волосато, а толос болте низюй и сильный. У нвкоторых племен женщины, говорят, слегка отличаются от мужчин по цввту кожи. Так Швейнфурт, говоря об одной негритянка из племени монбуттов, живущих во внутренней Африка, на несколько граду сов к северу от экватора, пишет: "Подобно всем женщинам ея расы, она обладала кожей, значительно бол4е свтлой, чм у ея мужа; это было нвчто в род жаренаго кофе 2)". Так как женщины работают в полях и совершенно не едтты, то невероятно, чтобы он4 отличались ло цвту кожи по той причина, что подвергались меньшему влияшю погоды. Европейсшя женщины, быть может, свтле окрашены, чвм мужчины, что можно видйть, когда т"е и друпеподвергаются одинаковым влияниям. Мужчина болве слхл, задорен и энергичен, чим женщина, и обладает большею изобретательностью. Мозг его абсолютно больше, но боле ли он велик по отношешю к росту, это, я думаю, не было еще вполнте проверено. У женщины лицо врупгве, челюсти и основание черепа меньше, очерташе туловища круглее, в нкоторых частях боле выдаются; таз шире, чм у мужчины 3); но эта последняя особенность, быть может, должна быть разсматриваема скоре как первичный, ч4м
494
вторичный половой признак. Женщина раньше достигает зр&юети, не- " жели мужчина.
Как у животных всвх классов,. так и у человека, отличительные признаки мужского пола не вполн развиваются, пока он не достигает почти полной зрелости, а в случай оскоплешя, признаки эти не появляются вовсе. Борода, напр., представляет!, вторичный подовой признак и мальчики безбороды, хотя уже в раннем возрасти голова у них обильно покрыта волосами. Причина, почему мужсюе признаки передаются одному лишь мужскому полу, зависит, вероятно, от того, что послдовательныя измтнешя, приведппя к появяешю этих признаков, наступали в сравнительно позднем возрасти. Мальчики и девочки значительно похожи друг на друга, подобно дтенышам многвх других животных, у которых взрослые обоего пола значительно различаются между собою. Дти похожи также на взрослую женщину гораздо бодее, чм на взрослаго мужчину. J Женщина, однако, поздне принимает! некоторые отличительные признаки, и по форм черепа, как утверждагот, занимает среднее мсто между дитятей и мужчиной и). Дали>е; известно, что дтеныши близко родственных, но все же отдльных видов, далеко не так различны между собою, как взрослые; но то же справедливо для дйтей у различных человеческих рас. Некоторые увтряли даже, что ;расовыя различия не могут быть обнаружены на череп младенца 2). Что касается цвта кожи, новорожденное негритянское дитя красновато-opBxoваго цвта, вскорй становящагося аспидно-срым; черный циет вполн4 развивается к концу перваго года в Суданв, но в Египгв не раньше трех лт. Глаза негра сначала голубые, а волосы первоначально скорте каштановые, чм черные, и курчавы только на конц. Дти австралйцев немедленно поели рождешя жедтовато-бураго цвта и становятся черными в болте позднем возрасти. У парагвайских гварани новорожденные бдовато_-желтаго цввта, но в течете немногих недель npio6ptтают желтовато-бурую окраску родителей. Подобныя же наблюдеюя были произведены в других частях Америки 3).
Я указад на предыдущая различия между мужским и женским полом у человека, потому что они представляют любопытное сходство с тм, что мы видим у четыреруких. У этих животных самка достигает зрелости раньше, чм самец; это наверное справедливо, по крайней мр, для Cebus Azarae i). Самцы большей части обезьян крупнее Hi сильнте самок: общеизвестный примйр предетавляет горилла. Даже такой маловажный признак. как боле значительный выступ надбровных
495
.дуга, отличает самцов нкоторых обезьян от самов и), в чем они сходятся с людьми. У гориллы и нкоторых других обезьян череп взрослаге самца представляет рзкб выраженный стрельчатый костный гребень, отсутствующий у самки; Эккер нашел слйды подобнаго же различия между обоими полами у австрал!йцев 2). У обезьян, если существу ет какое-либо различие голоса, то голос самца всегда болве силен. Мы видели, что некоторые самцы у обезьян обладают хорошо развитою бородою, совершенно отсутствующей или гораздо мене развитой у самки.
Неизвестно ни одного примжра, чтобы борода, бакенбарды или усы были крупнее у самки обезьяны, нежели у самца. Даже в окраск! бороды существуешь любопытный параллелизм между человком и четверорукими.
У человека, когда борода различается по пв-вту от головных велось, что обыкновенно и бывает, я полагаю, она почти всегда свтлве и часто рыжевата. Я часто наблюдал это в Англш, но два лица недавно написали мне, что они составляют исключеше из правила. Один из моих корреспондентов обясняет этот факт чрезвычайным различием двйта волос-с отцовской и с материнской стороны в его семь. Оба давно заметили эту особенность (одного из них неосновательно обвиняли в том, что он будто красить бороду) и стали наблюдать других, при чем убедились, что нримтры такого рода очень ридви. Д-р Гукер произвел для меня наблюдешя по этому маленькому вопросу в Poccin и ,9 не нащел ни одного исключешя из общаго правила. В Еалькутгв, Дж. Скотт, из Ботаническаго сада, был так любезен, что произвел цаблгодешя над многими здешними племенами, а также присмотримся в нвкоторых других чаетях Индш, а именно наблгодад два племени в Оикимй, затм бхотов, индусов, бирманцев и китайцев: у большей части этих рас на лиц очень немного водос, и всегда оказывалось, что сли было какое-либо различие в овраскБ волос на головв и в бородв, то борода неизменно была сввтдде. У обезьян, как уже было сказано, города часто значительно отличается по цввту от головы и в таком случав она всегда свтлве, а именно нервдко чисто блая, иногда желтая или рыжеватая 3).
Что касается общей волосатести твла, то у всдх племен, женщины менве волосаты, чвм мужчины 4). Наконец, самцы у обезьян, подобно
496
мужчинам, смелее и свирепее самок. Они ведут стадо, и если грозить, опасность, выступают вперед. Мы вйдим, таким образом, какой близки параллелизм существует между половыми раздичиями человека и обезьян. У немногих видов, напр., у икоторых пагаанов, у оранга и гориллы, существует различие между обоими полами, как напр., по величине клыков, по развит!(r) и окраскв волос и особенно по окраски обнаженных частей кожи значительно больше даже, чвм у людей.
Bet вторичные половые признаки человека в высшей степени изменчивы, даже в предйдах одной и той же расы, а у разных рас мы встрйчаем значительный различия. Оба эти правила подтверждаются во всем животной царств. Превосходный наблюдешя, произведенныя на боргв "Новары" и) над аветралйпами, показали, что мужчины лишь на 65 меллиметров выше женщин, тогда как у яванпев среднее превышение в пользу мужчин составляло 2и8 мм.: таким образом, у этой послдией расы различие роста между обоими полами боле чм втрое превышает то, какое существует у аветралийцев. Для разных рас были произведены многочисленныя тщательныя измерения роста, обхвата шеи и груди, длины спинного хребта и рук; почти вс эти измрешя показывают, что мужчины гораздо боле отличаются друга от друга, нежели женщины. Этот факт указывает, что, насколько речь идет о таких признаках, видоизмнеше постигло, главным образом, мужчину, с тх пор, как мноия расы уклонились от своего общаго корня. Развитие породы и волосатость гвла замечательно различаются у мужчин разных рас и даже у разных племен и семейетв одной и той же расы. Мы, европейцы, вйдим это у себя. На o-вв С. Еильда, по Мартину 2), мужчины прюбртают бороды лишь в 30 лтнем возрасте и даже старте, да и тогда их бороды очень жидки. На европейско-азиатском материк бороды преобладают, пока мы не пройдем дале Индш; впрочем у туземцев Цейлона часто нет бороды, что было замчено еще в древности Дюдором 3). К востоку от Индш бороды исчезают, как напр., у сиамцевь, малайцев, калмыков, китайцев, японцев; тйм не менее, айносы 4), населяюище крайние северные о-ва Японскаго архип&дага, самые волосатые люди во всем Mipfe. У негров борода скудна или отсутствует и рдко бывают бакенбарды; у обоих полов гвло часто лишено тонкаго пушка 0). С другой стороны, папуасы Малайскаго архипелага,-почти
497
TiiBie же черные, как негры, и обладагот хорошо развитыми бородами и).
На Тихом Океан* жители архипелага Фиджи обладают большими косматыми бородами, тогда как на недалеки отстоящих архипелагах Тонга и Самоа безбородые; но эти люди принадлежать к разным расам. На о-вах Эллис жители принадлежать к одной и той же pact; однако, только на одном остров, именно Нунема, "мужчины ИМБЮТ велийолпныя бороды", тогда как на других ю-вах "у них, обыкновенно .дюжина торчащих волосков вместо бороды" 2). На всем обширном американском материки мужчины, можно сказать, безбороды; но ночти у всйх племен очень коротше волосы порою появляются на лицв, особенно в старости. У сверо-американских племен, по опредлешго Кэтлина, и8 из 20 мужчин от природы совершенно безбороды, но иногда можно видть мужчину, не позаботившагося вырвать волосы избороды в эпоху наступлешя зрлости, и пмющаго мягкую бородку в дюйм или два длины. Гварани в Парагвай отличаются от всх окружающих племен твм, что имют бородку и даже кое-какие волосы на туловищт, но не имвют бакенбард 3). Мнв сообщает Д. Форбс, спещальпо занимавпийся этим вопросом, что аймары в квичуа на Кордильерах замечательно безволосы, однако, в старости несколько растрепанных волос порой появляются на подбородка. Мужчины этих двух племен имют очень мало волос на разных эастях твла, гдв у европейцев волосы растут обильно, а у женщин вовсе нт волос на соотвтствующих частях. Волосы на голов, однако, достигают чудовищной длины у обоих полов, часто хватая почти до земли; это справедливо также для ндкоторых из сверо-американских племен. По обилто волос и общей форм твла, оба пола у американских туземцев не так значительно различаются между собою, как у большинства других .рас 4). Этот факт аналогичен с тм, что встречается у нкоторых близко родственных обезьян; так оба пола у шимпанзе не так различны между собою, как у оранга и гориллы 5).
В предидущих главах мы видели, что у млекопитающих, птиц, рыб, наежкомых и т. д., мнопе признаки, которые, следовало бы думать первично были прюбртены путем полового подбора одним полом, передавались другому полу. Так как эта самая форма передачи, невидимому, сильно преобладала у человческаго рода, то, во избСжаше безполезных повторешй, мы разсмотрим происхождение признаков, свойственных мужскому полу, заодно с некоторыми другими признаками, общими обоим полам.
498
Закон боя. У дикарей, кав напр., у австралийцев, женщины являются постоянной причиной войны между членами одного племени и между разными племенами Так без сомнния было и в древности: паш fait ante Helenam mulier teterrima belli causa (потому что еще до Елены женщина была ужаснейшей причиной войны). У некоторым, из , свероамерикаиских индтйпев состязаше возведено в систему. Превосходный наблюдатель, Гирн, говорит: "у этих людей существовал! даже обычай, чтобы мужчины боролись за любую женщину, которую они полюбили и, конечно, сильнйпцй всегда овладввает добычей. Слабый, если только он не отличный охотник и не очень любим, рдко успвает удержать жену, которую сильнйпий считает стоющей своего внимашя.
Этот обычай господствует! у всех племен и приводит к сильному духу соревновашя между парнями, которые, при всяком удобном случай, с самаго дтства испытывают свою силу и искусство в борьбй". У гуанов Ю. Америки, по показание Азары, мужчины рдко женятся до 20-лвтняго возраста или болте, так как раньше неспособны одолевать соперников!.
Можно было бы привести и друпе подобные факты. .Но даже если бы мы не имвли прямых доказательства мы могли бы почти питать уверенность, судя по аналогш с высшими четырерукими и), что закон боя преобладад у человека в течете ранних стадий его развит. Появлеше иногда в наше время влыков, выдающихся над другими зубами, со следами промежутка для помщешя клыков челюсти, по всей вероятности, есть случай возврата к прежнему состояиж, когда предки человека были наделены этим оружием, подобно многим живущим теперь сампам четыреруких. В одной из прёдыдущих глав было замечено, что, по м4р того, как человтк постепенно приобретал прямостоячее подожение и постоянно пользовался руками для того, чтобы драться палками или камнями, а также для других жизненных пвлеи, он все мене стал пользоваться челюстями и зубами. Челюсти, вмтстт. с их мускулами, уменьшились затм BcnCTBie неупражнешя; уменьшились и зубы вслдствие еще мало изученных принпипов соотношения и экономя роста, потому что мы всюду видим, что части, боле не приносяпця пользы, уменьшаются.
Таким образом, первоначальное неравенство между челюстями и зубами у мужчин и женщин, в Konirh конпов,. должно было изгладиться.
Прим4р этот почти сходен с примвром самцов многих жвачных, у которых клыки сократились до простых рудиментов или вовсе исчезли, повидимому, как поелдствие развитая рогов. Так как огромное различие между черепами у обоих полов оранга и гориллы находится в тйсном соотиошенш с развиием чудовищных клыков самца, то отсюда можно вывееть, что уменыпеше челюстей и зубов у древних мужских предков человека должно было привесть к самому поразительному
499
и и благоприятному измнешю его наружности. и). Не ножет быть особаго сомнзша в том, что болышй рост и сила мужчины, по сравнен!" с "женщиной, а также его болве шаровия плечи, болте развитые мускулы Л бодве грубыя очерташя твла, превосходство в мужеств! и в драчлиflp вести, все это зависит, главным образом, от унаслдовашя свойств ; Дего полу человеческ их мужских потомков. Эти признаки, однако, могли "Д
Никто не сганет оспаривать, что бык отличается по нраву от коровы, кабан от свиньи, жеребеп от кобылы и, что хорошо ИЗВЕСТНО сторо> жам в звтринцах, самцы крупных обезьян от самок. Женщина, невидимому, отличается от мужчины по душевному складу, главным обра. зом по большей н-вжности и меньшему себялгобио; и это оправдывается даже для дикарей, как напр., из общеизветнаго разсказа Мунго-Парка в его, "Путешествиях", а также из показали других путешественников. Женщина, благодаря своим материнеким инсгинктам, обнаружи-вает эти качества по отношен!" к своим двтям в высочайшей степени; поэтому возможно, что она часто станет растрострааять их и на своих ближних. Мужчина соперничает с другими мужчинами; он наслаждается борьбою, а это приводить к честолюэию, слишвом легко переходящему в себялюме. Эги послдшя качества, невидимому, состовдяют его природное, злополучное прирожденное право. Вообще допускатогь. что у .женщины способное гь к интуицш, к быстрому BocnpiaTito и, вероятно.
Б подражанию, болво рвзво выражена, чвм у мужчины; но, по крайней Mtpi, нвкоторыя из этих способностей свойственна низшим расамь и, стало быть, прежнему, низшему уровню цивилизапш.
500
Главное различие умственных способностей обоих полов внказывается в том, что мужчина достигает высшаго превосходства во.
всем, за что он берется, по сравнемю с женщиной; требуете ли это глубокаго мышдешя, разума, воображешя, или просто употреблетя чувстви рук. Если бы составить два списка наиболее знаменитых мужчин и женщин в области поэзш, скульптуры, .музыки (включая как композиторство, так и выполнеше), исторш, науки и философш, подобрав QO полдюжины имен для кяждаго предмета, то между обоими списками нельзя было бы даже провести сравнсшя! Мы должны также заключить, на основанш закона уклонешя от средних чисел, превосходно , поясненнаго Гальтоном в его еочиненш о "Наследственности таланта", что если мужчины способны в решительному превосходству пад женщинами вомногих отяошешях, то стало быть средшй уровень душевных способностей мужчины должен стоять выше, чтм у женщины.
У получелов-вческих предков человека t и среди дикарей происходили, в течете многих. покодшй, драки между мужчинами из-за обладания самками. Но простая гвлееная сила и рост имвли бы мало значешя для победы, если бы не соединялись с мужеством, настойчивостью.
и энергичной решимостью. У общественных животных молодые самцы вынуждены подвергнуться ряду состязашй, прежде ч4м добудут самку,.
а старйппе самцы должны удерживать за собою самок, постоянно вступая в новыя драки. У людей мужчины вынуждены также защищать женщин и дтей от врагов всякаго рода и охотиться для добывашя общих средств существовашя. Но избжате врагов или успешное нападете на них, ловля диких животных, выделка оружия требует содтйствия высших душевных способностей, а именно, , наблюдешя, разума изобретательности или воображения. Эти различныя способности, таким.
образом, постоянно будут подвергаться испытамю и дйствиго подбора в пору возмужалости; он, сверх того, будут усиливаться употреблешем в течете того же перюда жизни. Поэтому, согласно с принципом, на который часто было указываемо, мы вправ4 ожидать, что эти особенности будут, по крайней мерв, имть склонность к передаче,, главным образом мужскому потомству в соответственном возрасти.
Представим себ теперь состязаше между двумя мужчинами ияи ж& между мужчиной и женщиной. Пусть оба обладают ВСЕМИ душевными качествами в одинаковой степени совершенства, но с т*м различиему что у одного т двух больше энергш, настойчивости и мужества. Он,.
вообще говоря, достигнет превосходства во всем и одержит верх и).
Можно сказать, что он обладает гешем, так как один великий авторитета .провозгласил, что генй есть терпвше; а терпще в этом смысл
501
обозначает вепобйдимую, несокрушимую настойчивость. Но такой взгляд та гешальность, :быть"может, вддостаточен, потому что без высших способностей воображешя и разума, нельзя добиться во многих случах никакого -прочнаго" успеха. Воображеше и разум, как и настойчивость, развились у мужчины частью путем полового подбора, т. е. посредством состязашя соперничагощих самцов, частью же путем естествениаго подбора, т. е. вслвдствие успеха вь общей борьбе за жизнь, а так как в обоих случаях борьба происходила в пору зрелости, то добытые тавим образом признаки должны были передаваться полнее мужскому потомству, нежели женскому. С этим взглядом на видоизменеше и усилеюе многих из наших душевных свойств путем полового подбора поразительно согласуются некоторые факты. Так, напр., общеизвестно, чго свойства эти подвергаются значительной перемене в эпоху наступдешя зрелости и); затем евнухи во всю жизнь отстают от нормальдых мужчин во всех этих отношешях. Таким образом мужчина, в конце концов, одержал верх над женщиной. Действительно, следует признать счастливыми то обстоятельство, что у млекопитающих закон одинаковой передачи признаков обоим подам, вообще, одерживает верх; в противном случа, возможно, что мужчина, по душевным способностям, стал бы настолько выше женщины, насколько лавлин, по украшающему оперенью, выше павы.
Необходимо помнить, что стремление к передач признаков, npio6ритеиных тйм или другим полом в позднем возрасти, исключительно тому же полу, не составляет безусловнаго правила. Точно также, "сть исключешя и из общаго правила, по которому признаки, приобретенные в молодости, передаются обоим подам. Если бы оба эти правила всегда оправдывались, то могу сказать (хотя я здсь переступаю яастояпце предлы моего изслдовашя), что наследственные результаты ранняго воспиташя мальчиков и двочек передавались бы равномерно обоим полам. Таким образом, ныншнее неравенство душевных способностей у обоих полов не могло бы ни изгладиться одинаковыми воспиташем, ни явиться посддствием такого воспитания. Для того, чтобы женщина достигла того же уровня, как и мужчина, следовало бы ее воспитывать, когда она почти достигла зрелости, приучая к энергш и настойчивости и упражняя ея разум и воображеше до высочайшей степени: тогда она, быть может, передала бы эти качества, главным образом, евоим взрослым дочерям. Однако, не вс женщины могли бы получать такое воепиташе, если не допустить, что в течеше многих поколшй, тд, которыя отличались в этих мужествннных добродвтелях, выходили замуж и производили боле многочисленное потомство, чвм другая женщины. Как было сказано выше относительно гвлесной силы, хотя мужчины теперь не сражаются за женщин и этот способ подбора боле не применяется, однако, по наступлеши возмужалости, муж 502
чииам обыкновенно приходится подвергачься суровой борьб* с п-едь" п оддержки существовашя-своего и своей семьи; а это приводить к подд ержашю" и даже к уеилешю их душевных способностей и в вид слдствия,-к усилений ныншняго неравенства между* подами и).
Голос и музыкальныя способности. У нвкоторых,видов четыреруких существуете замечательное различие между взрослыми обоего пола относительно силы голоса и развитая годосовых органов. Мужчина, повидимому, унаслйдовад это различие от своих ранних предков. Его голосовыя связки ва ,одну треть длиннее, чм у женщин или у мальчиков, а оскоплеше оказывает! на него такое же влияше, как и на> низших животных, так как "останавливает тот усиленный рост щитовидной железы и проч., который сопровождаете удлинеше голосовых связок 2)". .и Относительно причины этого различия между полами, ще нечего добавлять Е замвчашям, приведенным в предыдущей главв, о в4роятных послвдствиях продолжительнаго упражнения голосовых органов самцами, под вдияшем возбуждешя любовью, яростью иревностью. По Денкан Джиббу 3), голос и форма гортани различны у разных человческих рас, но у татар, китайпев и др. голос мужчины, говорят, не так отличается от голоса женщины, как у большинства других племен. Способность и любовь к пешю и к музык, хотя не составдяют подового признака у мужчины, не могут быть здсь пропущены. Хотя звуки, испускаемые всякими животными, служат для многих ц4дей, можно привести еильныя доказательства в пользу того, что голосовые органы первоначально применялись и совершенствовались в связи с размножешем вида. Насвкомыя и немнопе пауки-самыя низппя из животных, добровольно лроизводящих какой-либо звук, и это обыкновенно достигается с помощью превосходно построенных стрекочущих органов, часто существующих только у самцов. Звуки, производимые таким образом, состоять, я полагаю во всх случаях, из одного и того же тона, повторяемаго ритмически 4); а это порою нравится даже человеческому слуху. Главная, а в нкоторых случаях и исключительная цль состоит или в призывв, или в очароваши другого пола.
Звуки, производимые рыбами, говорят, иногда производятся только самцами в пору размножешя. Bet дышащш воздухом позвоночныя необходимо обладают аппаратом для вдыхашя и выдыхания воздуха, с трубкой, способной запираться с одного йонца. Поэтому, когда древше
503
представители этого Класса сильно возбуждались и их мускулы сильно сокращались, то почти наверное производились ненамеренные звуки, и окаГ; завшись почему-либо пригодными, могли легко видоизменяться иди усиливаться путем сохранешя наддежащих измнешй. Самыя низом позво[ ночныя, из вдыхающих воздух. это земноводныя иди амфибш; из , них. лягушки и жабы обладают голосовыми органами, безпрестанно применяемыми в пору размиожешя и часто гораздо боле развитыми у самца, ЧБМ у самки. У черепах только самец испускаете звук, и только в пору размножешя. Самцы аллигаторов ревут или мычать в ту же пору. Каждый знает, насколько пользуются птицы своими голосовыми органами, как средствами ухаживанья, а некоторые виды исполняют также то, что можно назвать инструментальной музыкой.
В класс млекопитающих, который здсь всего ближе нас касается, самцы почти всх видов пользуются голосом в пору размножешя, в гораздо большей степени, чм в любое иное время; некоторые же абсолютно немы всегда, исключая этой поры. У других видов, оба пола, или только, самки, пользуются годосом, как любовным призывом. Принимая во внимаше эти факты, слвдует также помнить, что голосовые органы нткоторых четверено гах гораздо более развиты у самца, чм у самки, если не постоянно, то хоть временно в пору размножены.
Если сверх того сообразить, что у большинства животных низших классов, звуки, производимые самцами, служат не только для призыва, но и для возбуждешя или привдечешя самок, та, изумительно, что. мы не имем еще достаточно хороших доказательств, чтобы и у млекопитающих голосовые органы служили самцам для очаровыватя самок.
Американская Mycetes caraya, кажется, представляет исклгочение, как и гиббон Hylobates agilis, обезьяна, родственная человеку. Гиббон этрт отличается необычайно громким, но музыкадным голосом. По словам Уотерхауса и): "]Цнй показалось, что при движеши вверх и вниз, интервалы постоянно оказывались полутонами и я уврен, что самый высоки тон представлял точную октаву самаго низкаго. Качество нот чрезвычайно музыкально, и я не сомневаюсь, что хороши скрипач был бы способен дать точное понятае о композицш гиббона, исключая развй силы звука". Загем Уотерхаус приводит даже ноты. Проф. Оуэн, сам музыканта, подтверждает предыдущее показаше и замйчает, хотя ошибочно, что "из встх млекопитаюших только об одном этом гиббон можно сказать, что он поет". Поели выполнетя своей музыки гиббои приходит в видимо возбужденное состояше. По несчастью, нравы этой обезьяны никогда не были хорошо наблюдаемы в диком состояши, но, судя по аналопи с другими животными, возможно, что он пользуется своими музыкальными способностями по преимуществу в пору ухаживанья.
504
Этоть габбон, однако, не единственный вид из рода гиббонов, способный к.пиью. Мой сын, Фрэнсис Дарвин, внимательно прислушавшись в Зоодогическом саду к голосу другого вида гиббона, Н. leuciscus, услышал каданс из трех нот, с настоящими музыкальными интервалами и чистыми музыкальными нотами. Болве удивителен тот факт, что никоторые грызуны испускают- музыкальные звуки. Часто упоминали о поющих мышах и часто показывали их, но обыкновенно зддсь подозревался обман. Теперь у нас есть, наконеп, ясное сообщеке извйстнаго наблюдателя, С. Локвуда и), о музыкальных способностях одного американскаго вида Hesperomys cognatus, принадлежащаго к роду, отличающемуся от того, куда относится англйская мышь.
Маленькое животное держали в неволв и ея исполнеше часто слышали.
В одной из ея главных псен последняя пауза часто продолжалась на дв4 или три ноты; пвунья порою переходила от до-диэз и ре к простому до и ре, зат-вм пвла некоторое время трели на этих нотах и заканчивала быстрым чириканьем на до-дгэз и ре. Различие между полутонами было очень рвзко и легко замечалась при хорошем слух.
Локвуд приводить обе п4сни в музыкальном обозначеши и добавдяет, что хотя эта маленькая мышь не "имвла слуха для соблюдешя такта, но за то твердо удерживалась, напр., в ключе си и в строго мажорном тон... Ея нужный чистый голос брал низкую октаву с чрезвычайной . точностью; но затм, повернув лазад, быстро поднимался до очень быстрой трели на до-диэз и ре".
Один критикь спросил, вакщгь образом слух человка-следовало бы прибавить и других ,жХво?ных - мог приспособиться, путем подбора, к различен!" музыкальннх звуков. Но, этот вопрос доказывает никоторое смвшеше поняйй. Шум есть ощущеше, происходящее от совмстнаго существовашя нскольких "простых колебания в рпзные периоды; но каждое из этих колебашй смвняется так часто, что его отдельное существоваше не может быть воспринято. Лишь отсутствие непрерывности таких вибращй и отсутствие их гармонии между собою производить различие ума от музыкальнаго звука. Таким образом ухо, способное к различешю шумов, - а .высокое значаще этой способности для ВСБХ животных будет каждым допущено,--должно, быть чувствительно к музыкальным тонам. -У нас существует доказательство в пользу этой способности даже для животных, стоящих на низкой ступени развитая; так, ракообразныя снабжены слуховыми волосками разной длины, н удалось наблюдать их колебаше при звучаши надлежащих музыкальных тонов 2). Как было показано в одной из предыдущих глав, подобнаго рода наблюдения были произведены и над волосками на усиках (antennae) комаров. Xopomie наблюдатели положительно утверждают, что пауковь привлекает музыка. Общеизвестно также, что HBKO 505
рюрые собаки воют, слыша определенные тоныи). Тюлени видимо ЦБНЯТ музыку и их любовь к музык "била отлично известна древним и I-часто с успхом применяется в настояще время охотниками 2)".
{ Итак, пока речь идет о простом весирият№ музыкальных зву: ков, едва-ли представляется какая-либо особая трудность, идет-ли речь : о человек! или о любом ином животном. Гелынгольц обяснил, исходя из физюлогических приндипов, почему аккорды или созвучия приятны, а диссонансы или несозвучия неприятны человеческому слуху; но нас это мало касается, так как музыкальная гармошя есть позднее изобретете. Более касается нас мелодия; здесь снова, по Гельмгольпу, понятно, почему мы пользуемся тонами нашей музыкальной гаммы. Ухо анализируете всё звуки на их сдагаемыя "простыл вибрацш", хотя этот анализ безсознателен. В музыкальном ТОНБ самый низшй из составдяющих его простых звуков обыкновенно преобладаегь, а друпе, мене рзюе, представлягот октаву, дуодециму, вторую октаву и т. д., все это гармони ческий ряд звуков по отношен!" к основному господ, отвующе.му звуку; любые два тона нашей гаммы имгот много общих гармонических верхних тонов или "обертонов". Поэтому совершенно ясно, что, если какое-либо животное всегда желало повторять в точности одну и ту же птсню, оно стало руководствоваться звучанием твх после довательных тонов, которые обладают многими общими обертонами, а это и значить, другими словами, что оно изберет для пнья тоны, принадлежа inie к нашей музыкальной гамме. Но если дале зададут вопрос, почему музыкальные тоны, следую щие известному порядку и ритму, доставляют удовольствие человеку и другим животным, то на это мы точно также не можём дать отвита, как и на вопрос о причина, почему приятны известные вкусы и запахи.
Удовольствие, доставляемое животным звуками, обнаруживается из того, что эти звуки производятся в пору ухаживанья многими насекомыми, пауками, рыбами, амфиб]ями и птицами. Действительно, если только самки ве способны к оцнкв таких звуков, к возбуждешю и ечаровашго ими, то настойчивыя усилия самцов и сложныя строешя, часто им одним свойственныя, были бы безполезны; но это невозможно допустить.
Вообще подагают, что человеческое п4ние является основашем или началом инструментальной музыки. Так как ни наслаждеше, ни способность производить музыкальные тоны не представляют качеств, сколько-нибудь полезных человеку для его повседневной жизни, то их t: слвдует причислить к самым таинственным из его способностей.
f Хотя и в очень .грубом состоянии, качества эти существуют у людей вд4х рас, даже у грубвйшах дикарей; но вкус так различен у раз 506
ных рас, что наша музыка не доставляв га дикарям удовольствия, а их музыка для нас в большинства случаев отвратительна и-беземысленна.
Д-р Зееман, в несколких дюбопытных замечашях по этому вопросу и), "выражаете сомнеше, даже для народов западной Европы, как ни значительна связь между ними по причини близких и частых сношешй, чтобы музыка одного народа истолковывалась в одном и том же смысли другими. Путешествуя по Востоку, мы замечаемо, что там музыкальный язык совсем иной. Веселый песни и аккомпанимент к танцам там бывают не в мажорном тоне, как у нас, но всегда в минорном". Мы не знаем, обладали ли наши получеловечесюе предки, подобно поющим гиббонам, способность(r) производить музыкальные звуки, а стало быть, без сомнешя, и способностью ценить их; но мы знаем, что человеке обладал этими способностями в необычайно отдаленную эпоху. Ларте описад двв флейты, выделанныя из костей и рогов севернаго оленя, найденный в пещерах вместе с кремневыми орудиями и остатками вымерщих животных. Искусство пешя и пляски также очень древне и теперь существуете у всех или почти всех низших человческих рас. Поэзия, которую можно считать отпрыском, песни, также настолько- древня, что мнопе изумлялись, как она могла возникнуть в ташя отдаденнейппя времена. Мы видим, что. музыкальныя способности, не вполнй отсутствуюнця у какой бы то ни было расы, способны к быстрому и высокому развит!", потому что готтентоты и негры нередко становились превосходными музыкантами, хотя в своих родных странах они редко занимаются чм-либо, что мы назвали бы музыкой. Швейнфурт, однако, говорите, что ему понравились нкоторыя - из простых мелодй, которыя он услышал во внутренней Африка.
Нт, впрочем, ничего необыкновеннаго в том, что у человека Находятся в скрытом состояши извстныя музыкальный способности. НТЕОторые виды птиц, никогда не поюпце от природы, выучиваются этому без труда; так один домашшй воробей научился пть от коноплянки.
Так как эти два вида близко родственны и принадлежат к отряду Inssesores, включающему почти всх пвчих птиц земного шара, то возможно, что предок воробья быд пвчей птицей. Воле замечательно, что попугаи, принадлежащее к rpynnt, отличающейся от Insessores и имющие иначе построенные голосовые органы, научаются не только говорить, но и высвистывать псни, выдуманныя человком,-доказательство обдадашя некоторыми музыкальными способностями. Тм не мене, было бы очень опрометчиво допустить, что попугаи произошли от некоторой древней певчей формы. Можно привести много примеров органов и инстинктов, первоначально приспособленных к одной цели, но впоследствш применявшихся к какой-нибудь иной цели а). Поэтому способность
507
к высокому музыкальному развит(r), которою обяадают диюя племена, может зависать или от того, что наши получеловйчесюе предки выполняли какую-либо грубую музыку, или же просто от того, что они npioбр*ли надлежапце голосовые органы для иной цвли. Но в этом послвднем случай мы все же должны допустить, как и в вышеприведенном примврв попугаев и, невидимому, многих других животных, что они уже обладали нвкоторым музыкальным чуветвом.
Музыка возбуждает- в нас разный душевныя волнемя, но не самыя потрясаюпця, в род4 ужаса, страха, ярости и т. п. Она возбуждает боле кротюя чувства нежности и любви, легко переходяпця в благоговше. В китайских дтописях сказано: "Музыка обладает способностью низводить небеса на землю". Она также шевелит в нас чув-, ства торжества и честолюбивый воинственный пыд. Эти могущественныя и смешанный чувства могут легко дать начало чувству возвышеннаго.
По замчатю д-ра Зеемана, в одной единственной музыкальной ноте мы можем сосредоточить большее напряжеше чувства, чм во многих исписанных страницах. Возможно, что почти те же душевныя волнешя, но боде слабыя и гораздо мене сложныя, испытываются птицами, когда самеп пропоет. птедый ряд пвсен, соперничая с другими самцами, с цлью очаровать самку. Любовь и теперь еще - самая обыкновенная тема в наших пснях. По замчашю Герберта Спенсера: "Музыка возбуждает спящия чувства, хотя мы не сознавали их возможности и не знаем их значешя; или, по словам Рихтера, она говорить нам о вещах, воторых мы не виддли и не увидим". Обратно, когда сильное душевное волнеше испытывается и выражается оратором или даже в обыкновенной разговорной рчи, то музыкальные кадансы и ритм применяются инстинктивно. Негр в Африк, в состоянш возбуждешя, часто внезапно запвает; "другой отвйчает песнью, тогда как толпа, как бы охваченная волною музыки, подхватываешь хором совершенно в унисон и)". Даже обезьяны выражагот сильныя чувства разными звуками - пгвв и нетерпйше низкими звуками, страх и боль - высокими 2). Чувствовашя и идеи, таким образом возбуждаемыя в нас музыкой или выражаемый кадансами рчи, по своей смутности и в то же время глубин, представляются как бы психическими возвратами к душевным волнешям и мыслям отдаленнаго прошлаго.
Bet эти факты, относягареся к .музык* и к взволнованной рчи,
508
станут до ИЗВБСТНОЙ степени понятными, если мы допустим, что музыкальные звуки и ритм применялись нашими получеловтческими предками в пору ухаживанья, когда животныя всякаго рода возбуждаются не только любовью, но и сильными страстями-ревностью, соперничеством и торжеством побды. Глубоко укоренивпийся принцип насдвдственных ассощащй приведет здвеь к тому, что музыкальные звуки будут способны вызывать смутным и неопредтленным образом сильныя волнешя давнопрошедших времен. У нас есть полное основаше предподагать, что членораздельная рчь есть одно из позднтйшим искусств, прюбртенных человвком,-во всяком случай, это величайшее из искусств; так как инстинктивная способность производить музыкальные звуки и ритм развита у животных, стоящих на очень низкой ступени, то было бы совершенно противно принципу эволюпш, если бы мы допустили, что музыкальныя способности человека развились из звуков, употребляемых во время взволнованной рчи. Необходимо, наоборот, предположить, что ритмы и кадансы рдчи произошли из предварительно развитых музыкальных способностей и). Таким образом становится понятным, откуда произошло, что музыка, пляска, пнье и поэзия - ташя древшя искусства. Мы можем идти даже дальше этого, и, как было замчено в одной из прежних гдав, можем допустить, что музыкальные звуки доставили одно из основами для развит рчи й).
Так как самцы различных четыреруких имют голосовые органы, гораздо боле развитые, чм у самов, и так как гиббон, одна из человкообразных обезьянь, издает птдую октаву музыкальных звуков и, можно, сказать, поет, то очень вероятно, что предки человека, мужского или женскаго пола или обоих полов, прежде чм прюбрли способность выражешя взаимной любви с помощью членораздельной рчи, пытались очаровывать дуг друга музыкальными звуками и ритмом.
Немногое известно об употребленш голоса четырерукими в пору любви, а поэтому у нас нвт средств судить, была ли привычка пть npio6ptтена сначала нашими мужскими или женскими предками. Принято думать,
509
что женщины вообще обладают болйе приятиыми голосами, чм мужчины. Поскольку это мнтше может служить руководством!, отсюда следовало бы вывесть, что женщины первыя прюбрли музыкальный способности с плью привлечешя другого пола и). Но если так, это должно было бы случиться очень давно, прежде чм наши предки стали достаточно "человеческими", чтобы обращаться с своими женщинами просто кав с полезными рабынями и цнить их как рабынь. Вдохновенный оратор, ПБвец или музыканта, возбуждающи разнообраз!ем звуков и кадансов сильнвйшее волнеше в своих слушателях, мало подозрвает, ЯКУОН пользуется тми же самыми средствами, посредством которых его яолучеловчесше предки давно возбуждали взаимныя пылюя страсти во время ухаживанья и соперничества.
Влияте красоты брачные союзы улюдей. В цивилизованной жизни мужчина значительно, но ни в каком случай не исключительно, подвергается, при выбор жены, впечатлшю наружности; но нас касаются, главным образом, первобытныя времена и наш единственный способ составить себ суждеще по этому предмету состоит в изучеши нравов, существующих теперь полуцивилизованных и диких народов.
Если можно доказать, что мужчины разных рас предпочитают женщин, отличающихся тми или иными особенностями, или если то же справедливо для женщин по отношешю к мужчинам, то затвм придется изслдовать, производить ли такой выбор, продолжаюпцйся в течеме многих покол;вшй, сколько-нибудь замтное влияше на расу и при том на один под или же на оба, смотря по господствующей форм наслдственности.Сначала умстпо выяснить с некоторою подробностью, что дикари обращают величайшее внимаше на свою собственную внешность 2). Общеизвестна их страсть к украшешям, и один аншйсшй философ, заходить даже далеко, доказывая, что одежда была сначала, придумана для украшешя, а не для тепла. По замчанто проф. Вайпа, "как бы ни был бтден и жалок человйк, он находить удовольствие в том, чтобы наряжаться". До какой расточительности дохояят голые индйцы Ю. Америки, украшая свое твло, видно из сддующаго: "рослый мужчина с трудом зарабатываете работая цдлыя ДВБ недйли, столько, чтобы добыть в обмн достаточное количество краски сЫса, необходимой, чтобы
510
выкрасить себя в красный ЦВБТ и)". Древше европейеме варвары, в перюд свернаго оленя; тащили в свои пещеры net блестяща иди ; странные предметы, каше им попадались. В настоящее время, дикари всюду украшагот себя перьями, ожерельями, браслетами, серьгами и т. п.
Они красятся самыми разнообразными способами. По замйчаюю Гумбольдта, "если бы красяпцяея племена были изучены с таким же внимашем, вак т, кеторыя носят одежду, то было бы замечено, что самое плодовитое воображеше и самая капризяая фантазия создала моды краситься, как и моды на одежду".
В одной части Африки красят вки в черный пввт; в другой красят ногти в желтый или пурпурный цвт. Во многих мтстах, красят волосы в разные цвта. В разных странах красят зубы в черный, красный, голубой ПВБТ и т. п., а на Малайском архипелаг!" считается постыдным имть 6елые зубы, "как у собаки". Нельзя назвать ни одной большой страны, от полярных областей на свере до Новозеландш на юге, где бы туземцы не татуировались. Обычай этот существовал у древних евреев и у древних бритов. В Африке нкоторые из туземцев татуируются, но гораздо болве распространен обычай производить возвышешя, втирая соль в надртзы, сделанные в разных частях ила; ташя искусственныя возвышешя, по мнвнпо жителей Кордофана и Дарфура, представляют "превосходное украшеше". В арабских землях никакая красота не признается совершенною, пока щеки "или виски не исполосованы рубцами 2)". В Ю. Америке, по замчатго Гумбольда, "мйть подверглась бы обвинешю в преступном равнодуппи к дтям, если бы не употребила искусственных средств изуродовать их икры по местной мод" В Старом и в Новом Свит4 форма черепа прежде искусственно видоизменялась в младенчества самым чудовищным образом, да и теперь кое-гдй это длают, и тaкiя уродства признаются красотою. Так напр., дикари Колумбш э) считают сильно сплющенную голову "существенным условием красоты".
Волосы подвергаются особому уходу в разных странах: им дают вырасти до полной длины, так что они хватают до земли, или же "их причесывагот в виде густой косматой швабры, составляющей гордость и славу папуаса 4)". В Св. Африки "мужчина требует времени от 8 , до и0 лт до полнаго усовершенствованы своей прически". У других народов голову брют, а в нкоторых частях Ю. Америки и Африки выдергивагот с корнями даже брови и рвсницы. Туземцы Верхняго Нила выбивагот четыре передних зуба, говоря, что не желают походить на скотов. Далве к югу, батоки выбивают себе два верхних р4зца, что,
511
по замвчанию Ливингстона и), придает лицу отвратительный вио,, так как нижняя челюсть при этом выдается; но этого мало, они признают присутствие р4зцов крайне некрасивым; увидв нвскольких европейцев, они закричали: "Болыше зубы!". Вождь Себитуани напрасно старался изменить эту моду. В разных частях Африки и на Малайском архипелаги, туземцы подпиливают рзцы, придавая им вид зубьев пилы или продыравливают в них дыры, куда продтвают палочки. Как у нас всего боле восхищаются красотой лица, так у дикарей лицо является главным предметом! изуродоваюя. Во всх частях земного шара, носовая перегородка или, рэже, крылья носа, т. е. боковыя сгенки ноздрей, продыравливаются; кольца, палочки, перья и друпя украшешя продеваются в дыры. Уши всюду прокалываются и украшаются подобным же образом, а у южно-американских ботокудов и ленгвасов дыра постепенно до того расширяется, что нижшй край касается плеча. В С. и Ю. Америка и в Африкв прокалыватот то верхнюю, то нижнюю губу, а у ботокудов дыра в нижней губв так велика, что в нее продвают деревянный кружок 4 дюймов в диаметр. Мантегацца приводить любопытный разсказ о стыдв, испытанном одним южно-американским туземцем, и о насмшках, которым он подвергся, когда продал свою тембету- большой окрашенный кусок дерева, продаваемый сквозь губу.
В Центральной Африки женщины продыравливают нижнюю губу и носят в ней кристалл, который от движешя .языка "дергается в разный стороны во время разговора, что необычайно смшно". Жена вождя Латуки сказала Бэкеру 2), что лэди Бэкер "была бы гораздо красивйе, если бы согласилась вырвать четыре передме зуба из нижней челюсти и носить длинный, остроконечный шлифованный криеталл в нижней губ". Дал4е к югу, у макалоло, верхняя губа продыравливается, а в дыру продввается большое металлическое и бамбуковое кольцо пелеле. "По этой причине, в одном случай губа выдавалась на два дюйма дал4е кончика носа, и когда туземная дама смеялась, то от сокращешя мускулов губа поднималась выше глаз. Почтеннаго вождя Чинсурди спросили: "Зачвм женщины носят эти вещи?" Очевидно, пораженный таким глупым вопросом, он отв4тил: "Ради красоты. Это все, что есть у женщины красиваго. У мужчин борода, а у женщин нтт. Хороша бы она была без neлeлe Она совсм не, была бы похожа на женщину, если бы рот был как у мужчины, но без бороды 3)".
Едва ля хотя одна часть твла, которую можно изуродовать, избежала этой участи. Страдаюя, причиняемый таким образом, должны порою быть очень велики, потому что мнопя операцш требуют для полнаго завершения нскольких лт, так что убждение в их необходимости должно быть вполне повелительным. Мотивы различны. Мужчины красят ттло, чтобы иметь грозный вид в бою; изввстныя изуродовашя связаны с рели 512
позными обрядами или же ртметают наступлеше половой зрелости, ,обоз" начают сословие или служат для различемя племен. У дикарей одни и те же моды господствуют в течете продолжительных перюдов времени и) и такпм образом, изуродовашя, какова бы ни была произведшая их причина, BCKOpt начинают цениться как отличительные знаки. Но простое украшеше своей особы, тщеславие и восхищеше других людей, повидимому, сдужат обыкновеннейшими мотивами. Относительно татуировки, миссюнеры в Новой Зеландш сказали мнв, что когда они пытались убедить нкоторых двушек отказаться от этого обычая, т4 ответили: "Нам непременно надо имть несколько полос на губах; иначе, когда мы состаримся, то будем очень безобразными". Относительно новозеландских мужчин, вполн компетентный автор 2) говорит: юноши очень добивались татуировать лицо, как для того, чтобы понравиться женщинам, так и для военнаго наряда". Нататуированная зввзда на лбу и пятно на подбородки, по мншю женщин в одной части Африки, представляют неотразимую прелесть 3). В большинства стран, хотя и не всюду, мужчины болйе наряжаются, чм женщины и часто в другом род4, чм они; порою, хотя и рдко, женщины почти совсм не носят украшешй. Так как у дикарей женщины вынуждены выполнять значительную долю работы и им не дозволяется 4сть лучших сортов пищи, то ясно, что отличительная черта мужчин-их себядгобие-не дозволить женщинам пользоваться и наилучшими нарядами. Наконеп, замйчателен факт, доказываемый предидущими замчаниями, что одн4 и т4 же моды, при видоизмнеши формы головы, украшении волое, окрашиваши т4ла, татуировк, прокалываиии носа, губ или ушей, выдергивании или подпидивашй зубов и т. д., преобладают теперь и давно преобладали в наиболее разобщенных между собою частях земного шара. Чрезвычайно невероятно, чтобы эти обычаи, выполняемые многочисленными, настолько различными между собою народами, зависали от традищи из нкотораго общаго источника. Они указывают на близкое сходство душевных свойств человека, какой он бы ни был расы, совершенно таким же образом, как указашем на это служат почти всеобцце обычаи пляски, мacкa рада и грубаго рисованья. После этих предваритедьных замчаний о восхищеши, испытываемом дикарями при вид4 различных украшений," посмотрим, насколько мужчин привлекает наружность их женщин и каковы их поняпя о красот. Я слышал мнйние, что дикари, будто бы совершенно равнодушны к красотв своих женщин, цня их только как рабынь. Слйдуетт, поэтому, заметить, что такой вывод нисколько не согласуется с тою заботливостью, которую обнаруживают женщины в своих нарядах, а также с их тщеславием. Берчелль 4) приводить
513
забавный разсказ об - одной бушменк, которая тратила столько жиру, красной охры и бдестящаго порошка, что "могла бы разорить кого угодно, кромв очень богатаго мужа". Она обнаруживала также "много тщеславия и слишком очевидное сознаше своего превосходства". Уинвуд Рид сообщает мни, что негры на Западном Берегу часто говорят о красот своих женщин. Некоторые компетентные наблюдатели приписывали распространенный в ужасающих размрах обычай д4тоубийства отчасти желашю женщин сохранить свжесть и). В нвкоторых странах женщины носят талисманы и употребляют любовные напитки, чтобы приворожить мужчин: Браун перечисляет четыре растешя, употребляемыя с этой цйлью женщинами северо-западной Америки 2). .
Гирн 3), превосходный наблюдатель, проживши много лт среди американских индйцев, говорить о женщинах: "Спросите сйвернаго инд4йп.а, что такое красота? Он ответить: широкое, плоское лицо, маленьюе глаза, выдающееся скулы, три или четыре широюя черныя полосы поперек каждой щеки; низюй лоб; крупный, широшй подбородок; толстый крючковатый нос, мдно-красная кожа и груди, висяпця до пояса". Паллас, постивпий свверныя части Китайской имперш, говорить: "Здсь предпочитаются женщины маньчжурскаго типа, т. е. с широким лицом, выдающимися скулами, очень широким носом и огромными ушами 4)".
Фогт замчает, что косое распрложеше глаз, свойственное китайцам и японпам, "преувеличивается в произведешях их живописи, кажется, для того, чтобы обнаружить красоту этих глаз, по сравнешю с глазами рыжеволосых варваров". Общеизвестно, и ндсколько раз подтверждено Гюком, что китайцы внутренних провинций <читают европейцёв безобразными за их бтлую кожу и длинные носы. По нашим поняиям, у туземцев Цейлона носы вовсе не длинные; однако, в VII столвтш китайцы, привыкппе к плоским чвртам лица монгольских рас, были изумлены длинными носами сингалезцев, и Пзан (Thsang) писал, что они "с птичьими клювами на туловищ* человека".
Финлейсон, подробно описав жителей Кохинхины, замчает, что круглыя головы и лица представляют главную их особенность. Он добавляет: "круглота лица особенно поразительна у женщин, которыя считаются тм красивее, чм у них лицо круглее". У сиамцев носы малепьше с растопыренными ноздрями, широким ртом, довольно толстыми губами, замечательно широким лицом, очень выдающимися и широкими скулами. Поэтому не удивительно, что "красота, сообразная с нашими
514
поняиями, представляет для них нвчто чуждое. Своих женщин они J считают гораздо боле красивыми, чм европейских и)".
Отлично известно, что у многих готтентоток задняя часть тла выдается нзумительным образом: онв отличаются так наз. стеатопипей.
Эндрью Смит положительно уврен *), что эта особенность приводить в восхищеше их мужчин 2). Он однажды видйл женщину, считавшуюся красавицей, которая была до того чудовищно развита сзади, что когда сидела на ровной аемде, то не могла встать и должна была ползти, пока не попадала на склон. Нкоторыя женщины у различиых негритянских плешен отличаются тою же особенностью, а по Бертону, мужчины"сомали, "как говорят, выбирают жен, ставя их в ряд, и берут ту, которая .всего более выдается a tergo. Ничто не противне для негра, нежели противоположная форма 3)".
Что касается цвта кожи, негры насмехались над Мунго-Парком за белизну его кожи и длину носа; то и другое они признавали "некрасивым- и неестеетвенным уродством". Он взамн того восхвалял лоснящуюся черноту их кожи и их прелестные приплюснутые носы; они называли его "медовыми устами", однако давали ему за это пищу.
Африкансые мавры также хмурили брови и невидимому ужасались, видя бдизну его кожи. На восточном берегу, негритянсме мальчики, увидя Вертона, кричали: "Посмотрите на 6влаго человека! Не похож ли он на блую обезьяну?" На западном берегу, как мнв сообщает Уинвуд Рид, негры восхищаются очень черной кожей боде, чиж сравнительно светлой. Но их отвращеше к 6влизнв. может быть отчасти приписано, по словам того же путешественника, убжденио, разделяемому большинством негров, что черти и призраки - благо пвта, частью же тому, что они считают 6влизну признаком нездоровья. На болде южной части материка, баньяи-также негры, но "большая часть их свтдаго цвета, в род4 кофе с молоком, и этот цвт считается, действительно, красивым во всей странй", так что здсь мы видим другое мирило красоты.
У каффров, значительно отличающихся от негров, "кожа, исключая племеи подл бухты Делагоа, обыкновенно не черна; преобладающи цвйт ея составляет смйсь чернаго с красным, и самый обыкновенный отгенок это шоколадный. Темные отттнки, самые распространенные, в то же время естественно в болыпом почеге. Сказать каффру, что он свтлаго цвта или похож на бйлаго человека, было бы, с его точки зрБшя, очень дурным комплиментом. Я сдышал об одном несчастном,
515
который был так бл<вден, что ни одна девушка не хотела выйти за вето замуж>. Один из титулов короля зулусов означает: "ты черный" и). Гальтон, говоря* со мною о туземцах Ю. Африки, замтил, что их поняяя о красот, невидимому, совершенно отличаются от наших; потому что в одном племени двв тошпя, стройныя и прелестныя девушки вовсе не нравились туземцам.
Обратимся к другим частям свита. На островт Яв, желтая, а не блая девушка, по словам г-жи Пфейфер, признается красавицей.
Один мужчина в Кохинхин "презрительно отзывался о жене англйскаго посланника, говоря, что у нея зубы бтдые,- как у собаки, а румян ец, как у цвтков кортофеля". Мы видли, что китайцы терпть не могут нашей -бвлой кожи, а сверо-американсме индийцы восхищаются мдно-красной кожей. В Ю. Америки, юракары, живупце по дсистым, сырьш склонам восточных Кордильер, зам-ечательно свттло окрашены, что даже выражается их назвашем на их собетвенном ЯЗЫКЕ; ТБМ не мен4е, они признают европейских женщин гораздо мене красивыми, 4вм своих 2).
У разных племен СБВ. Америки, волосы на голов4 растут до изумительной длины. Кятлин приводить любопытное доказательство того; насколько это ценится, потому что вождь племени Вороны (Crow) был избран за то, что имел самые длинные волосы во всем племени, а именно в и0 фут. и 7 дюймов. Аймары и квичуа в Ю. Америки также имют очень длинные волосы. Форбс сообщает мн, что это считается таким украшешем, что обрезать волосы было жесточайшим наказашем, какому он мог бы их подвергнуть. Как в Сив., так и в Ю. Америк, туземцы порою увеличивагот видимую длину йолое, вплетая в них волокнистый вещества. Хотя волосы на годов! таким образом цнятся, но волосы на лиц* признаются у св.-американских индйцев "очень некрасивыми", и каждый волосок тщательно выдергивается. Обычай этот господствует на всем американском, материки от острова Ванкувер на ctBept до Огненной Земли на югб. Когда иорк Минстер, огиеземелец, бывппй на корабл! Бигль, возвратился на родину, туземцы сказали ему, что он должен выдернуть немнопе коротюе волоски, выросппе у него на лиц. Они также угрожали молодому миссюнеру, оставленному у них на"время, что разд4нут его до-гола и выдернуть у него волосы на лиц4 и т4лв, хотя он далеко не был очень волосатым. Этот обычай заходйт так далеко, что парагвайсые индейцы выдергивают с корнями брови и рвсницы, говоря, что не желают походить на лошадей s).
516
Замечательно, что на всем земном inapt племена, почти совершенно лишенный бороды, не дюбят волос на лицд и. на твл и стараются истребить их. Калмыки безбороды, и известно, что они, подобно американским индйцам, выдергивают всв волоски, где-либо торчапце на лиц!);.
то же относится к полинезийцам, нкоторым малайцам и сиамцами...
Вейч утверждает!, что act японсюя дамы "возставали против наших.
бакенбард, признавая их очевь безобразными, и говорили нам, что мы должны их обрезать, чтобы походить на японских мужчин". Новозеландцы ИМБЮТ коротюя, курчавый бороды; но прежде они выдергивали волосы на липе. У них была пословица: "нт женщины для волосатагомужчины", но мода, повидимому, изменилась на Новой Зеландш, можетбыть по причини присутствия европейцев, и меня увтряют, что теперь.
маори (т. е. туземцы Новой Зеландш) восхищаются бородами и).
С другой стороны, бородатыя расы восхищаются своими бородами и очень цнят их. У англосаксов каждая часть тла имла установленную ценность. "Потеря бороды ценилась в двадцать шиллингов!, тогда как перелом бедра только в двенадцать 2)". На Восток мужчины торжественно клянутся своею бородою. Мы уже видли, что Чинсурди, вождь.
племени макалоло в Африкв, признавал бороду прекрасным украшешем. На Тихом океан, у фпджЙца борода густая и курчавая и составляет его величайшую гордость; тогда как -жители сосдних архипедагов, Тонга и Самоа "безбороды и ненавидят колючи подбородок" Лишь на одном остров из группы Эллис "мужчины имтют больш!" бороды и не мало гордятся ими s)". Итак, мы видим, как значительно.
различаются между собою разныя чедоввчесюя расы относительно вкуса, к прекрасному. У каждаго народа, достаточно подвинувшагося, чтобы выдлывать изображешя богов или обоготворенных властителей, скульпторы, без сомншя, пытались выразить свой высочайвпй идеад красоты и величия 4). С этой точки зрвшя, следует мысленно сравнить греческаго Юпитера или Аполлона с египетскими или ассирийскими статуями, а эти послзддшя с безобразными барельефами на развадинах, встречающихся в Центральной Америке. Я встрСтил очень мало показашй, противорСчащих приведенному выводу. Однако, Уинвуд Рид, имввший множество удобных сдучаев для наблюдешя, не только относительно негров с.
Зап. берега Африки, но и тх туземцев внутренней Африки, которыеникогда не встречались с европейцами, убжден в том, что их понятая о красоте в общем тС-же, что и наши: а д-р Рольфс пишет.
517
мие в том ае <ядысле относительно Борну и стран, населенных племенами пулло. Рид находить, что его суждеше о красот* туземных двушек сходилось с мняем негров, и что оценка красоты еврепей<ких женщин неграми сходится с нашей. Негры эти восхищаются длинными волосами, употребляя искусственная средства, чтобы прическа -казалась как можно бол4е густою; они восхищаются также бородою, хотя у них самих борода очень рдка. Рид сомневается относительно того, -какой нос ценится всего болве; он слышад, что одна дввушка сказала: "Я не выйду замуж за него, он безносый"; это показываете что -сдишком приплюснутый нос не нравится. Необходимо, однако, помнить, что приплюснутые, широюе носы и выдающаяся челюсти негров Зап.
берега , представляют среди жителей Африки исключительный тип. Несмотря на предидупця показашя, Рид допускает, что неграм "не нрадится цвт нашей кожи; они смотрят с отвращешем ни голубые глаза и полагают, что носы у нас слишком длинные, а губы слишком -донюя". Он не признает .вроятным, чтобы негр предпочел самую прекрасную европейскую женщину, единственно на основами простого восхшцешя ея физическими качествами, красивой негритянк ии).
Истинность принципа, на котором давно наетаивал, Гумбольд 2), а именно, что человдк восхищается любыми признаками, какими наделила его природа, часто стараясь усилить их, подтверждается разными путями. Обычай у безбородых рас выдергивать всяшя слды бороды, а лорою и всв волосы на туловищ*, доставдяет один примр. Череп подвергался значительным уродовашям в древния и новтйшия времена у многих народов, и не может быть особаго сомнтшя в том, что так поступали,, особенно в С. и Ю. Америки, с пйлыо довести до крайаости икоторыя природный, высоко пнимыя особенности. Мнопе американсюе индийцы, как известно, восхищаются годовой, до того сплющенной, что нам она кажется годовою идюта. Туземцы свверозападнаго берега сплющивают голову в остроконечный конус, и у них существует постоянный обычай собирать волосы в узед на темени, для того, как замвчает д-р Уильсон, чтобы "увеличить видимое возвышеше любимой конической формы". Жители Аракана "восхищаются широким, гладким лбом и, чтобы произвести его, прикрепляют свинцовую пластинку к головам новорожденных младенцев". С другой стороны, "широкий, хорошо округленный затылок считается чрезвычайно красивым" у туземцев на о-вах Фиджи 3).
518
Что сказано о череп*, то можно повторить о Hoci. Древвие гунны времен Аттиды имвли обычай сплющивать носц младенцев помощью повязок, "чтобы усилить естественную особенность". У таитян назвать коголибо носатым считается оскорблешем, и они сдавливают носы и лбн дтей ради красоты. Тоже подтверждается относительно малайцев Суматры, готтентотов, нткоторых негров и туземцев Бразилш и). Китайцы от природы обладают необычайно малыми ногами 2), и общеизвестно, что.
китаянки высших классов уродугот себй ноги, чтобы сделать их еще меньше. Наконец, Гумбольдт думает, что американсюе индийцы предпочитают окрашивать свои тла именно красной краской с цлью усилить свою природную окраску; и до недавних времен европейской женщины усиливали свой природный ярюй цвт лица румянами и белилами: можно, однако, сомневаться, чтобы варварсюе народы, вообще говоря, имйли в виду таюя цвли при окрашиванш своего твла. В наших собственных модах мы видим тот же самый принцип и то же желаше довести каждую черту до крайности; мы проявляем также тот же дух соревновашя.
Но моды дикарей гораздо постояннее наших, и это неизбежно так бывает, когда двло идет об искусствеином видоизмднеши твлесных особенностей. Арабская женщины у Верхняго Нила употребляют около трех дней на прическу головы. ОНБ никогда не подражают другим племенам, "но просто состязаются между собою относительно превосходства, хотя у всх прическа в одном туземном стилд". Уильсон, говоря о спдющенных черепах разных американских племен, добавляет: "Таше обычаи принадлежать к числу наимене легко искоренимых и надолго переживают потрясения, смйняющия двнастш и изглаживающш бол4е важныя нащональныя особенности 3)". Тот же принцип играет роль в искусств скотовода и .садовода; понятно, послв того, как я показад в другом мст4 ft), изумительное развитие многих пород животных и растен{й, которых держали только ради украшешя. Любители всегда желают, чтобы каждый признак немного усилился; они не восхищаются посредственностью. Конечно, они не желают крупной ,и внезапной перемены в признаках ттх или иных пород; они восхищаются только.
т4м, к чему привыкли, но пламенно желают, чтобы каждая характеристическая черта развилась немного бол4е.
Чувства человека и низших животных, повидимому, так устроены,.
что блеетяпце цв4та и извстныя формы, так же, как и гармоничесюе
519
и ритмичесше звуки, доставляют удовольствие и называются прекрасными;
но почему это так, мы не знаем. Разумеется несправедливо, чтобы в дупге человека существовало какое-либо всеобщее мерило красоты, относящееся к человеческому гвлу. Возможно, однако, что нкотоыре вкусы с течешем времени становятся наследственными, хотя нт прямых доказательств в пользу этого мнвшя; но если вд.к, то каждая раса должна была бы обладать своим собственным врожденными идеальным мрилом красоты. Утверждали и), что бёзобразие соетоит в приближеши к строению низших животных, и бсз сомнйшя, это частью справедливо для боле цивилизованных народов, у которых высоко цтнится ум; но такое обяснеше едва-ли применимо ко всм видам безобразия. Люди каждой расы предпочитают то, кчему привыкли; они не выносят никакой значительной перемены, но любят разнообразие и восхищаются каждой чертой, доведенной до умеренной крайности. Люди, привыкппе к аочти овальному лицу, к прямым и правильным чертам и светлой окраска, восхищаются, как известно по опыту нам, европейцам, значительным развиием именно этих особенностей. С другой стороны, люди, привыкпие к широкому лицу, с выдающимися скулами, приплюснутым носом и черной кожей, восхищаются особеннымразвиием этих признаков. .Без сомншя, признаки всякаго рода могут слишком развиться, чтобы считаться красивыми. Поэтому, совершенная красота, требующая особаго видоилмтнешя сразу многих иризнаков, во всякой pact считается диковинной. Как давно замтил велимй аватом Биша, если бы act были вылиты по одному образцу, то не существовало бы вещи, называемой красотою. Если бы всА наши женщивы стали прекрасны, как Венера Медицейская, то мы на время были бы очарованы; но вскоре явилось бы желаше перемены, а как только мы достигаем новаго, то жедаем видеть некоторое усшйе извстных признаков по сравнешю с сущезтвующим в данное время средним уровнем.